Снукер как разновидность бильярдной игры

Снукер

Снукер как разновидность бильярдной игры ранее был распространён только в Австрии, Индии и Великобритании, но сейчас популярен по всему миру. Эта игра проверяет на точность снукеристов, вместе с этим остаётся также интеллектуальной, ведь для выигрыша необходимо просчитывать ходы наперёд. Профессиональные манипуляции кием во время игры, инструментом для забивания шаров в лузы, называется кьюингом.

Кроме классического, различают несколько отличающихся типов игры в снукер:

  • снукер + (в игре участвуют дополнительные шары);
  • американский (матчи проводят на маленьком столе);
  • Volunteer snooker (устаревший, изменённый вариант);
  • снукер с 6-ю красными (как это понятно из названия, в такой игре участвуют только шесть красных шаров вместо привычных пятнадцати);
  • Power Snooker (новый экспериментальный вариант игры, ограниченной по времени тридцатью минутами, сопровождающийся энергичной громкой музыкой и специальным освещением, создающим непринуждённую, но в то же время немного театральную атмосферу);
  • бразильский снукер (вместо полного набора шаров красного цвета в игре участвует только один из них).

Снукер — Правила игры

Для снукера на игровом поле располагают 15 красных бильярдных шаров, укладывающихся в классическую пирамиду. Также на определённые места игрового поля (на болкерную линию) раскладывают ещё 6 шаров других цветов. Роль битка выполняет белый шар. Также для каждой игры подготавливают кий и «лебединую шейку» (рест или спайдер-рест), приспособление, применяемое для кия, если обычная игра с руки становится затруднительной.

По правилам снукеристы должны забивать в лузы то красные, то другие цветные шары (далее цветными шарами будем называть все шары, кроме красных и белого). При этом цветные шары возвращают после ударов на свои места, пока на сукне остаётся хотя бы один красный шар. Шар, являющийся целью снукериста, – прицельный, а угол траектории битка по отношению к целевому шару – это «резка».

«Очистка» поля путём забивания оставшихся шаров называется клиренсом. Когда при этом начало серии совпадает с забиванием первого шара, такая ситуация носит название «тотал клиренс». Намеренное или случайное столкновение белого и других шаров – кэннон. Когда биток промазывает мимо целевого шара, такой ход называют «мисс», если удар срывается из-за технического брака – «мискью». Когда шар случайно попадает в лузу и при этом ни одно правило снукера не нарушается – это флюк.

Снукер топ

Цель снукера – набрать как можно большее количество очков за забитые шары:

  • жёлтый – 2;
  • коричневый – 4;
  • зелёный – 3;
  • красный – 1;
  • синий – 5;
  • розовый – 6.

Самым «дорогим» является чёрный шар. После его попадания в лузу снукерист получает 7 баллов.

Если снукеристы набирают одно и то же количество очков, игра (фрейм) продолжается, но лишь с самым дорогим шаром (переигровка в чёрном или re_spot black). Так как для профессиональных игроков в данном случае много шансов забить, важно, кто будет делать это первым. Для определения очерёдности рефери подбрасывает монетку. Если наступает ситуация, когда удары по красным шарам уже не способствуют прогрессу игры, по общему соглашению партия начинается заново. Это называется рерэк.

Забивать шары опытный снукерист может как напрямую, так и после отскока от борта. Если шар сыгрывается через другой шар (или даже через два), такую манипуляцию называют плантом. Двойное соударение битка и прицельного шара называется дабл-кисс. Во время выполнения удара кием (если есть такая необходимость) битку можно придавать вращение – винт.

Если удар по битку не удался и кий проскользил мимо желаемой, намеченной точки, такой удар называют киксом. Для перемещения битка в невыгодное для второго снукериста место может использоваться особый приём отыгрыш. При достижении белым шаром такого положения, когда он соприкасается с другим снукерным шаром, который можно играть, игра переходит в позицию «тачин бол».

Интересные факты о снукере

Максимальным количеством очков, что может набрать за игру снукерист, составляет сто пятьдесят пять. Такая игра считается максимальным брейком либо максимальной серией. Чтобы достичь такого результата снукерист должен чередовать забитие красных шаров и чёрного, а в конце – вогнать в лузу остальные цветные шары. Когда брейк или непрерывная серия забиваний состоит из ста и более очков, он называется сенчури.

Биток в конце каждого удара выкладывается снукеристом на ту позицию, с которой ему будет удобно забить очередной шар. Для выигрыша важно уметь делать целые непрерывные серии ударов, называемые брейками. Количество очков от одного такого брейка может быть в пределах от 1 до 147, в редких случаях – до 155.

Болкерная линия чертится недалеко от нижней границы игрового поля и занимает четвёртую часть от длины стола. На эту отметку выставляют три цветных шара в строгом порядке. Если в процессе снукер-игры несколько шаров (два и более) собрались вместе на игральном столе и находятся максимально близко друг к другу, их называют кластером. Когда траектории белого и целевого шаров пересекаются, такая ситуация зовётся снукеристами «кросс-дабл».

Позиция, в которой прицельный шар становится не виден полностью, называется снукером. Когда белый шар становится в позицию «снукер» после фола (констатации нарушенных правил игры, после которой право хода передаётся другому игроку), снукерист может заказать так называемый свободный шар в качестве очередного забиваемого.

Известные снукеристы

Одним из первых профессиональных снукеристов стал Джо Дэвис в тридцатых годах двадцатого века. Он держался в лидерах на протяжении двадцати лет, после чего остался непобеждённым на последнем выступлении в турнире по снукеру в 1946 году, получив при этом пятнадцатый чемпионский титул.

Если посчитать проигрыши Джо за всю спортивную карьеру, их будет всего четыре, при этом выигрывал у Дэвиса его же Фред (родной брат Джо). Последний после ухода Джо «на пенсию» стал новым лидером. Однако в 1947 году Ф.Дэвис уступил игру шотландцу У. Дональдсону. Позже Фред победил Уолтера трижды в финалах трёх следующих чемпионатов.

В 1952 году снукеристы-профессионалы бойкотировали очередные соревнования, а в следующем 53-м году и вовсе отказались от проведения чемпионата. После этого главным (высшим) турниром по снукеру стал Мировой профессиональный чемпионат по матчевой игре.

Так как после постоянных побед в 1957-м Фред Дэвис не стал принимать участие в этом спортивном событии, чемпионом стал Палмен Джон. Он сделал небольшой перерыв, а после этого становился чемпионом с 1964 по 1968 год. В этот период турнир проводился в формате вызова. Когда в 1969 году игра вернулась к формату «на выбывание», победителем стал Джон Спенсер. Последний вскоре передал пальму первенства снукеристу Рэю Риардону, так как Рэй выигрывал шесть раз, а Джон – только три.

В 1981-ом году одиннадцатым мировым победителем стал снукерист Стив Дэвис, впоследствии взяв награды за первое место на целых 6-ти чемпионатах. Кроме этого, Стив в 1985 году был участником знаменитого турнира по снукеру против Денниса Тейлора, североирландского снукериста. После этого на арене появляется следующий, четырнадцатый мировой чемпион по снукеру Стивен Хендри.